Вросший ноготь (онихокриптоз)

Вросший ноготь (еще вы можете встретить термин «онихокриптоз») – это состояние, при котором происходит врастание ногтевой пластины в боковую часть ногтевого валика, с одной или с двух сторон. При этом возникает воспаление мягких тканей пальца (покраснение, отек ногтевого валика или всего пальца, что сопровождается дискомфортом или болью). При длительном течении процесса появляются гипергрануляции (в народе существует название «дикое мясо» — это нарастание избыточной ткани ногтевого валика) и гнойные выделения. Палец с вросшим ногтем мешает ходить, иногда становится трудно носить закрытую обувь.

Вросший ноготь

У большинства пациентов ноготь врастает на большом пальце ноги, однако иногда это происходит и на других пальцах, в том числе на руках. Наиболее часто онихокриптоз возникает в пубертатном возрасте и у беременных женщин.

Причины появления вросшего ногтя:

• наследственность,
  • различные виды деформации ногтя, в том числе после травмы
  • гормональная перестройка организма в подростковом возрасте
  • неправильный педикюр (очень глубокое подрезание ногтя около краев),
  • ношение узкой обуви
  • грибковые заболевания (онихомикоз).

В зависимости от степени врастания и длительности заболевания у взрослых выделяют три стадии вросшего ногтя:

1 стадия — Покраснение, отек, боль и ощущение давления в ногтевых валиках.

2 стадия — Присоединение инфекции. Вросшая часть ногтевой пластинки ведет себя как инородное тело, поддерживая воспаление с отделением гноя из раны.

3 стадия — Разрастание грануляционной ткани в области ногтевого валика. Острое воспаление сменяется хроническим, на это необходимы месяцы, а иногда и годы.

Возможно ли вылечить вросший ноготь без операции? Да, но консервативное лечение возможно на первой стадии вросшего ногтя. Оно заключается в выведении угла ногтя из-под ногтевого валика с помощью различных методов: тейпирования, тампонирования специальными турундами или пластиковыми трубками, или ортониксией (исправление формы ногтя с помощью металлической проволоки или пластин). Эти методы как правило используют специалисты подологи, и в большом количестве случаев они являются эффективными при своевременном обращении.

Однако при второй и третьей стадиях консервативное лечение неэффективно. Это легко объяснить, посмотрев на фотографии удаленных при краевой резекции ногтей – врастание ногтя начинается с основания ногтевой пластины и кроме видимой части ногтя существует еще и скрытая ногтевым валиком, и вывести эту часть без операции часто невозможно.

Удаленный край ногтя (снизу — невидимая до операции часть, которая врастала в ткани

Существует большое количество методик операции при вросшем ногте, однако наиболее признанными и обладающими наиболее высокой эффективностью являются две методики: краевая резекция ногтевой пластинки с участком ростковой зоны и краевая резекция с фенолизацией ростковой зоны. Как лекарственное средство фенол в Украине не зарегистрирован, поэтому оптимальным выбором есть хирургическая операция.

Удаление всей ногтевой пластинки используют крайне редко, как правило, при онихомикозе (грибковом поражении ногтя), хотя при наличии эффективных противогрибковых препаратов, позволяющих излечить онихомикоз без удаления ногтя, эта методика постепенно уходит в историю. Простое же удаление ногтевой пластинки без обработки ростковой зоны, которую, к сожалению, до сих пор выполняют очень часто, приводит практически к 100% рецидиву.

Операция краевой резекции с электрокоагуляцией ростковой зоны суживает ногтевую пластину и уменьшает околоногтевой валик, при правильном выполнении частота рецидивов составляет менее 1%.

Результат лечения вросшего ногтя

Операцию выполняют под местной анестезией (проводниковая анестезия по Лукашевичу-Оберсту). При этом возникает онемение пальца и пациент совершенно не чувствует боли. Видео, как проходит операция, можно посмотреть здесь.

После операции в первый день рекомендуется постельный режим, максимальное ограничение нагрузки на ногу, прием обезболивающих препаратов. На следующий день выполняют перевязку, затем, в зависимости от состояния раны перевязки выполняют либо через день, либо каждый день. Со второго-третьего дня пациент живет обычной жизнью, лишь ограничивая физическую нагрузку на ноги (бег, футбол, танцы и др.) до заживления раны. Если операция выполнена с наложением швов, их снимают на 7-10 день, если рану ведут открытым методом, то она заживает в течение 2-3 недель.

Краевая резекция ногтевой пластины с электрокоагуляцией ростковой зоны является радикальным окончательным лечением вросшего ногтя, имеет небольшое количество осложнений и рецидивов (до 1%).

Я обладаю большим опытом операций при вросшем ногте, в том числе и при рецидивных формах заболевания, для десятков пациентов успешно выполненная операция окончательно устранила проблему, мучавшую многих из них годами.

Записаться на консультацию можно через колл-центр клиники, где я работаю.

Материалы о вросшем ногте:

Лечение вросшего ногтя в телепрограмме «Я соромлюсь свого тіла» (12.03.15)